Garmin
м. Ленинский проспект, съезд с ТТК на ул. Вавилова, д. 3, ТРЦ «Гагаринский», 1-й этажМосква, Россия
+7 (495) 730-43-33
Бесплатная консультация8 800 333 88 11
Фирменные
магазины
В корзине0 товаров

История спортивного экипажа братьев Черновых. В одной лодке.

МЫ С ТОБОЙ В ОДНОЙ ЛОДКЕ

Всем известно, что рыболовы не любят делится секретами своего успеха. Экипаж Леонида и Сергея Черновых уже четвёртый сезон участвует в профессиональном турнире по ловле со спиннингом PAL. В своем интервью братья приоткрыли дверь в закулисье PAL и впервые рассказали, что помогает им, живущим вдали от большой воды, показывать достойные результаты в этих самых престижных соревнованиях по спортивной рыбалке в России.

Фото_3_ (8).jpg

С чего всё началось, как вы пришли в спиннинговую ловлю?

Л. Главный рыбак у нас Сергей, он увлекся рыбалкой еще лет с семи-восьми. Мы родились, выросли и прожили всю жизнь в городе Обнинске, где и рыболовной школы-то до сих пор нет. Нас никто ничему не обучал, мы самоучки. Река у нас маленькая - Протва. В Малоярославце, куда мы часто ездили в детстве, еще меньше была речка, Лужа. Летом мы ходили с друзьями на пляж. Сначала искупаешься, испугаешь всю рыбу, а потом пытаешься ловить. Никакого спиннинга тогда, естественно, у нас не было. Обычная рыбалка с берега, на удочку ловили, что попадется. Не помню, что мы с рыбой делали - наверное, отпускали. В те времена, если у тебя была резиновая лодка с веслами, считалось, что ты уже очень обеспеченный рыбак. На самом деле, водились приличные рыбы даже в нашей небольшой реке. Лужа впадает в Протву, а Протва втекает в Оку, дальше Ока - в Волгу. Так что, когда мы рыбачим на Волге, точно знаем, что вода там родная.

С. Помню, как первую свою удочку я нашел на берегу. Её просто там кто-то забыл. Это была трёхколенная бамбуковая удочка в брезентовом чехле. Купили к ней какую-то леску и ловили на червяка, на хлеб. А уже лет с десяти мы с отцом начали ездить на рыбалку на Ахтубу, это тогда было очень модно. Ездили вереницей машин, чувствовали себя первооткрывателями. Ловили и белую рыбу, и судака.

Л. В мои студенческие годы (это был еще Советский Союз), ездили мы рыбачить на турбазу Физико-Энергетического института на Оке. Тогда у нас ни машины, ни даже лодки ещё не было. От нашего института в субботу до турбазы ходил автобус, в воскресенье - обратно. На выходные там всё было организовано. В восьмидесятые еще не было нормальных снастей, не было финансов, невозможно было что-то купить. Были железный спиннинг и катушка «Невская», были какие-то блёсны и три воблера, на них клевал жерех. Катушка была настолько старая, что как-то раз во время рыбалки она разломилась пополам - ручка одна осталась. Рыба сошла, размотала леску и убежала от меня - воспоминание на всю жизнь!

С. С конца восьмидесятых до начала девяностых я учился в Санкт-Петербурге, и у меня был большой перерыв в рыбалке. Потом поехал служить на Камчатку, ловил там красную рыбу и крабов какими-то специальными краболовками. До сих пор мечтаю снова побывать на этих речках, половить настоящую рыбу!

Л. Мне в те годы было не до рыбалки – нужно было учиться, потом зарабатывать деньги, появилась семья. На самом деле, рыбалку я любил и люблю, но меня всегда нужно было организовывать. Вот Серёжа скажет, и мы поехали.
Лет 15 назад появилась у нас лодка из ПВХ, 3-20 длиной. Купили мотор, Ямаху двухтактную, и ездили с ребятами на Дон. Но в какой-то момент мы решили, что надо ловить рыбу правильными снастями и правильным способом. Посмотрели ролики на ютубе. Первые спиннинги купили неправильные, потом - правильные. Задумались о покупке катера и купили его лет 7 назад, из Америки. Постепенно мы начали участвовать в рыболовных соревнованиях. А в этом году установили на наш катер комплект современного рыбопоискового оборудования Garmin.

Как ваши родные относятся к вашему увлечению спортивной рыбалкой? Легко ли совмещать это дорогостоящее и времяёмкое хобби с интересами семьи и работой?

С. Я живу один, поэтому могу себе позволить тратить на рыбалку много времени, ни с кем особо не договариваясь, только с Леонидом. Могу уехать пораньше, вернуться позже, всё организовать. А вот Леониду на финальный этап турнира в этот год не удалось приехать заранее из-за работы, он прибыл только за день до начала.

Л. С женой разночтений из-за рыбалки у меня нет, да и никогда не было. Дети уже достаточно взрослые. А в последнее время и жена тоже стала увлекаться рыбалкой. Сначала ей всё это не очень нравилось: «Куда вы там ездите, почему рыбу не привозите?» (по правилам турнира PAL вся пойманная рыба отпускается). Сейчас она и все знакомые привыкли уже, что приезжаем без рыбы. Жена болеет за нас, смотрит трансляцию в прямом эфире. На соревнования мы иногда берем с собой отца. Ему за 70, сам он не рыбачит, но ему это очень интересно. Только в этом году из-за ситуации с пандемией никуда его не брали.

Гораздо больше сложностей возникает с работой, которую нельзя надолго оставить. У меня небольшой бизнес, который приходится контролировать самому. Так что всегда езжу на воду с ноутбуком и на месте решаю какие-то вопросы. Но уехать, скажем, на месяц от семьи, от работы и дел обычно не получается. Летом же ещё и отпуск хочется провести с семьей, приходится всегда искать компромисс.

Какие чувства вы испытали, когда этой весной из-за пандемии отменились соревнования «Золотой судак» и перенеслись отборы в турнир PAL?

С. В «Золотом судаке» мы участвовать не планировали. Собирались поехать туда просто порыбачить и на отборы посмотреть. Мы знали, где они будут проходить, и даже уже жильё забронировали. Но потом всё, к сожалению, отменилось. Конечно же, сильно расстроились: должны были уже в воскресенье утром стартовать, а в субботу пришло сообщение, что Астрахань перекрыта. Время было непростое, тяжёлое психологически. Встал вопрос, а состоится ли PAL. Было непонятно, как дальше будет развиваться эта ситуация. Ходили разговоры, что отборы могут совместить с первым этапом PAL. Такого никогда раньше не было. На отборы очень много было заявлено экипажей. Если бы приехал еще и основой состав участников, это была бы колоссальная нагрузка и на принимающую сторону, и на водоём. В полтора раза больше людей, которые хотят поймать рыбу, а её не так много, на всех может и не хватить. Мысли были не радужные.

Л. Ну и вообще, хотелось на воду - отдохнуть и разобраться с новым оборудованием. Мы же тогда только поставили новый комплект Garmin, и очень хотелось его поскорее настроить и обкатать. После весеннего запрета на рыбалку самое раннее открытие происходит всегда на Рыбинском водохранилище - там с 1 июня уже можно выйти на лодке и ловить. В конце концов, как только открылась Рыбинка, в первый же день мы туда и поехали. Мы тогда еще даже пропуск получали на проезд по Москве.

С. Для нас Рыбинка - самая близкая большая акватория от места, где мы живем. Как раз здесь по плану в середине июля должен был официально состояться первый этап PAL. Мы начали настраивать и осваивать наше новое оборудование, еще не зная, будет ли вообще проводиться турнир - никакой информации не было. Хотелось верить, что всё будет хорошо.

Расскажите немного, как сложился для вас турнир PAL-2020. Во втором туре финального этапа у вас был отличный 4-ый результат, но потом ситуация поменялась.

С. На первом этапе в Казани была нормально натренирована рыба, у нас была чёткая программа. Мы хотели войти в пятёрку. Изучили водоём и понимали потенциал этих мест. Что такое натренированная рыба? Это когда ты приезжаешь заранее и готовишься - отмечаешь рыбу, обдумываешь, как и когда её поймать. Понимаешь, что эта рыба существует и она «в количестве». Наступает день старта, и ты едешь за этой рыбой по намеченному плану. В одном месте ловишь, например, трёх судаков, потом едешь в другую точку за семикилограммовой щукой.

У нас в первый день неожиданностей не было, всё шло, как мы планировали. Во второй день помешал ветер, но тоже отыграли неплохо. Поймали рыбу даже крупнее, чем планировали. На третий день в нашей лодке был оператор. Два дня перед этим ветер был не тот, и рыба, которую мы хотели поймать, ушла. Нам пришлось менять тактику уже по ходу пьесы, ставить себе другую задачу. На третий день подвыбили уже рыбу, да и не такой большой был водоём. Поэтому результата у нас не хватило немножко. На самом деле, что натренировали, то и получили на первом этапе.

Л. Ближе к второму этапу PAL оказалось, что я абсолютно не мог вырваться и бросить работу! Приехал буквально в последний день тренировки, и на нашем результате это сказалось. Чтобы его добиться, нужно уделять больше времени подготовке.

С. Что касается второго этапа, проходившего в Самаре - вся крупная рыба, что привезли экипажи, была поймана на расстоянии 90 - 160 км от старта. Во время подготовки я решил этот район не тренировать по той простой причине, что я был один, без Леонида - далеко ездить, расход топлива, ветер, волна и так далее. Оценил возможности нашей лодки, купленной за свои деньги, и подумал о безопасности. На последнем этапе получили повреждения по разным причинам 4 лодки. У Пыстогова с Утробиным из-за волны на второй день отлетел датчик. Два экипажа вовремя не вернулись. Так вот, мы решили ловить в ближней акватории. Но именно в Самаре водоём такой, что в этом районе концентрация рыба маленькая. В Самаре у нас натренирована рыба была плохо. Решили, что сыграем, как есть. Что-то попалось. Одна крупная рыба, примерно на 4,500 кг, сошла за 10 минут до финиша. У нас была программа-минимум войти в десятку, её мы практически выполнили, стали по итогам года 11-ми. Экипаж Беляев - Вихров набрал такое же количество баллов, что и мы, но оказался на 10 месте, так как у них был больший общий вес пойманной рыбы по итогам двух этапов турнира.

Чему вы научились в этих соревнованиях, что узнали нового?

С. Конечно, научились оценивать риски. Мы в Пале 4 года, и это отдельная песня. После каждого этапа ты думаешь: «Ну вот, я научился». Но проходит время, наступает следующий этап…
Главное, что мы поняли: рыболовный спорт и любительская рыбалка – это совершенно разные вещи. Чем отличается спортивная рыбалка от просто рыбалки? На обычной рыбалке ты никуда не торопишься и отдыхаешь. На соревнованиях же выбора нет - ты должен выйти и поймать в нужный день и час нужную рыбу. Здесь важна подготовка и техническая, и физическая. Неважно, как ты себя сегодня чувствуешь - вставай, иди и лови!

Этот год для нас очень показательный в плане понимания, что надо делать. Вроде бы уже не новички и немало знаем, но сделали для себя опять очень много открытий. Вместо обычных двух дней в этом году этапы длились по три дня – конечно, это очень многовато. В Казани на третий день я себя чувствовал очень некомфортно. Мы все привыкли к тому, что за два соревновательных дня отдаешься полностью, на 100%. В третий день выходить было реально тяжело, и многие об этом говорили. Это трудно объяснить - наверно, на уровне какой-то психологии.

Фото_2_ (6).jpg

Л. Я уже не говорю про контактную борьбу с другими спортсменами, которая часто возникает во время состязаний. На тренировках, наоборот, все друг от друга прячутся. Тренируешься на открытой воде и, если нашел хорошее место, всем видно, что не просто так ты там крутишься. Значит, надо съездить и посмотреть, что там делается. На соревнованиях несколько экипажей пытаются одновременно ловить на одних и тех же уловистых точках (по правилам PAL, если другой экипаж первым пришел на точку, бросил якорь и сделал заброс, можно встать от него на расстоянии не ближе 50 м). В любой момент кто угодно может приехать на твою рабочую точку и выбить твою рыбу. У кого мощнее мотор, тот быстрее оказывается в нужном месте. Мы даже можем не знать, что перед нами здесь кто-то был - приезжаем на точку, а рыба не клюёт. Делаем два, три заброса, а рыбы нет - они уже забрали её и уехали. Можем, конечно, и мы кого-то опередить, но мы не гонщики. Нас обгонят, наверно, процентов 50 экипажей. Бывает и так, что ломанулся, далеко уехал и сломался. Это тоже определенный риск.

Каковы ваши планы на следующий сезон?

Л. В ПАЛе мы участвуем четвёртый год. Пришли в турнир, когда ему было 5 лет, а в следующем году будет уже 10. Если следующем году турнир состоится, мы обязательно опять будем участвовать. Своей целью на будущий год считаем войти в пятёрку – это и призы, и финансы, и просто круто. Ну, а десятка остаётся нашей минимальной программой.

Что вам нужно изменить, чтобы лучше выступить в следующем году?

Л. Я знаю, чего нам не хватает. Если говорить про тактику, нам нужно оперативно, с умом, перестраиваться. Предположим, турнир состоит из трёх дней. Понятно, что в первый день экипажи идут по намеченной стратегии, у всех есть свой определенный план. Затем происходит взвешивание, определяются лидеры и аутсайдеры. Если ты лидер, то можешь и дальше действовать по своему плану. Ты его правильно построил, и у тебя всё хорошо. Если же ты выступил хуже, чем хотел и мог, надо какую-то перестройку сделать в мозгах, и на следующий день поменять тактику. Понять, в чем ошибка, и как её исправить. Оценить, что важнее - быть гибким или стоять на своём. Надо быть гибким, вот моё личное мнение. В Самаре нам показалось, что мы на второй день перестроились. Но легко говорить, что перестроились, когда привезли рыбу. А бывает, что перестроились, но не поймали. Серёжа более ортодоксален в вопросе смены тактики, и нам приходится постоянно находить компромисс.

Как вы тренируетесь, чтобы не потерять спортивные навыки?

Л. К сожалению, у нас нет домашнего водоема, чтобы вот так приехать в субботу, спустить на воду лодку, день откатать, вернуться и в гараж её поставить. Чтобы тренироваться, нужно понимать большую воду, а для нас ближайшая большая вода - это Рыбинское водохранилище, а до него 400 км. Поэтому на каждый выезд мы закладываем неделю или дней десять. С одной стороны, невозможность частых выездов - это минус. Но зато мы не привязаны к своему водоёму, потому что нередко бывает, что от этого глаз «замыливается».

Соревнования каждый раз проходят в разных местах, и нам всегда очень интересно приехать туда, где мы никогда не были. Конечно, начинаешь собирать информацию об этом месте, искать карты, читать форумы. На знакомой воде ты хоть в общих чертах понимаешь, что происходит, а на новом месте всё происходит с чистого листа.

В этом году вы обновили рыбопоисковое оборудование, установив комплект Garmin. Помогла ли новая техника решить ваши задачи, и какие?

Л. Резюмируя наш опыт, можем сказать, что несколько задач мы решили. Понравился троллинговый Garmin мотор c функцией GPS-якоря. Раньше приходилось обходиться одним карплоттером, теперь у нас их два - Garmin Echomap Ultra с экраном 12 дюймов, что удобно. Теперь через приборы мы получаем гораздо больше информации одновременно. Картплоттеры очень скорострельные – к их быстродействию, качеству картинки и вообще к работе нареканий нет.

Ведь как проходит тренировка к турниру PAL? Около 80% времени из тех двенадцати часов, которые мы каждый день проводим на воде, занимает всматривание в экраны. Для нас это неизвестная местность, потому мы вынуждены исследовать водоёмы за короткий срок, обходить большие акватории и на них отыскивать потенциально интересные места. Естественно, большую часть времени мы не ловим, а ходим, смотрим и изучаем. Это напряженная зрительная работа, и качество визуализации информации здесь очень важно. Чем оно лучше, тем лучше результат.

Фото_3_ (3).jpg

Рыболовы – народ суеверный. Верите ли вы в рыболовные приметы? Есть у вас какие-то свои обычаи, ритуалы на рыбалке?

Л. Есть у нас пара фишек своих. Утром перед рыбалкой мы всегда договариваемся, кто из нас первый поймает рыбу. И если он не ловит, второй говорит ему: «Ну, когда же ты поймаешь?! Я же поймать не могу из-за тебя! Ты не ловишь, а я стою и жду!» Это отмазка такая. Если говорить про приметы, в аэратор не нужно наливать воду до того момента, как рыба оказалась на борту. Ловить с первого заброса рыбу - тоже плохая примета, и она действительно как-то неприятно работает. Вот мы в Казани, когда поехали с оператором в третий день, с первого заброса поймали по рыбе, но она не зачётная была, чуть меньше, чем положено. А у нас в головах уже переклинило. Ещё два заброса сделали, и каждый из нас поймал опять рыбу незачётную - не ту, которую хотелось. Мы, конечно, промолчали об этом в эфире, но подумали, что обычай сработал.

У многих рыболовов есть свои продукты, которые они не едят на рыбалке. У нас этих ограничений нет, кроме рыбы. Ни в консервах, ни в каком виде рыбу мы на борт не берём, когда участвуем в турнире. Это всем известное правило. Во время тура мы вообще почти не едим - некогда! На тренировке не есть не получается, всё-таки мы целый день проводим на воде, от 8 до 12 часов. Мы садимся в лодку, включаем картплоттеры и Panoptix LifeScope, идём на корму кушать - там у нас как раскладывается что-то типа столика. Спокойно полчаса отдыхаем и посматриваем на экран, как в телевизор, а лодка идёт. Так, случайно или не случайно, мы находим на дне какие-то артефакты, ставим точки - отмечаем потенциально интересные места на карте. И часто именно эти точки становятся боевыми – во время тура туда заходим и ловим рыбу. Так было и в Казани - нашли два коряжника правильных во время завтрака.

С. Ещё у меня есть песня очень близкая, «Жёлтые казармы, чёрные подлодки». Она напоминает о моей службе (я окончил Высшее военно-морское училище имени Дзержинского по специальности механик атомных энергетических установок), а по тексту связана с рыбалкой. Мы эту песню всегда слушаем утром перед турниром.

Что еще привлекает вас в рыболовном спорте?

Л. Любой выезд на рыбалку для нас - это всегда не работа, а удовольствие. И неважно, едем ли мы просто порыбачить или соревноваться. Нам просто нравится ловить рыбу! Нравится обстановка на турнире, где все друг друга знают, но вливаются и новые люди. Приезжают рыболовы их разных городов и мест, у некоторых даже говор другой. Общаться всегда интересно. Большинство людей на ПАЛе - нормальные ребята, мы ходим в гости, подкалываем друг друга. Но никто никому ничего не рассказывает о своей тактике. А если и рассказывают, то слушать нельзя - всё врут! Иногда и сам ловишь себя на мысли: «Что я такое говорю!?» Это очень приятная атмосфера, это игра!

С. Всегда интересно посмотреть новые места. Выбор места проведения этапов зависит не только от водоёма, но и от гостиничного комплекса. К сожалению, это основная проблема - гостиниц для размещения экипажей везде приличное количество, но в большинстве из них нет мест для парковки 30 лодок, или нет возможности обеспечить их сохранность и безопасность. Сколько лодок разбивалось о причал, а моторов – снималось! У нас в стране это проблема, конечно.
Вот в Казани в этом году гостиницу построили специально к соревнованиям! Здорово жить в совсем новой гостинице. Мы уже приехали, а она ещё не достроена была - только через два дня смогли заселиться. А в Самаре очень вкусно, по-домашнему кормили. Вот эти моменты - приятные составляющие нашего спорта. Если бы не турнир, никогда не поехали бы так далеко. А там такая красота! Разная природа и вода, разные люди со своими обычаями. Например, в Казани мы раньше не были. Уверен, что не каждый житель Казани видел свой город с воды, а мы видели - впечатляет!

Ваши советы начинающим спортсменам: каких качеств требует от экипажа спортивная рыбалка?

С. Искать свою рыбу, которую они могут поймать. Идти в рыбалке своей дорогой.
Нужно с правильным настроением приезжать на рыбалку – оно должно быть хорошее! Особенно это важно, когда не ловится рыба - тут нужно смеяться, шутить и что-то придумывать. Потому что, когда рыба ловиться, тебе всё равно, какая погода, и у тебя ничего не болит - это скажет любой рыбак.

Фото_4_ (3).jpg

Л. Если рыба в туре не клюёт, начинается нервяк. И здесь необходимо полное взаимопонимание. Представьте, стоим – стоим, не ловится. И вдруг я говорю: «Надо пойти ТУДА, щипнуть судака», и брат отвечает «Да, пошли». При этом я не говорю, что идем на точку 25. Не объясняю, куда именно нам надо, а Сергей понимает меня. Это выглядит как «анекдот № 3 - ха-ха-ха», но мы просто одновременно думаем об одном и том же.

Сергей выступает в роли организатора. На рыбалке он капитан, а я юнга, хоть и старший брат, и нас это устраивает. У нас с братом разные темпераменты, но вместе нам комфортно. Мы даже рыбу ловим по-разному, я - спокойно, он - энергично. Но в большинстве случаев это приносит успех. Потому что рыба тоже реагирует по-разному и ловится, в итоге, одним из этих способов. Это неправильно, когда в лодке сидят похожие по характеру люди и ловят в одном стиле.

Основная проблема многих экипажей - меняются люди. Замены случаются по разным причинам, из-за работы, по болезни, и возникает несостыковка. Экипажу надо найти друг друга. В турнире участвуют в основном взрослые, состоявшиеся, обеспеченные люди, каждый со своим характером. А вместе они экипаж, и должны дополнять друг друга и быть взаимно терпимыми, подходить психологически. Это почти как космонавтов подбирают. В ходе тура по правилам команде запрещается покидать катер: ни купаться нельзя, ни выходить на берег ни при каких обстоятельствах, не считая форс-мажорных. Должна быть сыгранность людей, которые не просто живут в одном номере и едят в одной столовой, но проводят на борту непрерывно по 2 - 3 недели в процессе тренировок и стартов. Доверие к друг другу должно быть: мы с тобой в одной лодке!

Текст: С. Плотницкий, Л. Мартынкина
Фото: Д. Савин, из архива братьев Черновых
Количество показов: 2418
16.02.2021

Возврат к списку

Сервис и поддержкаМы гарантируем отличный сервис не только во время приобретения устройства, но и полноценную постпродажную поддержку – бесплатные обновления ПО и карт, подробные консультации и обучающие семинары.
Фирменные магазиныЛучшее место для изучения и покупки навигаторов Garmin. Только здесь вы найдете полный модельный ряд Garmin, получите консультацию эксперта и отличный постпродажный сервис.