Garmin
м. Ленинский проспект, съезд с ТТК на ул. Вавилова, д. 3, ТРЦ «Гагаринский», 1-й этажМосква, Россия
+7 (495) 730-43-33
Бесплатная консультация8 800 775 36 48
Найти
дилера
Фирменные
магазины
Оптовые
продажи
В корзине0 товаров


Фёдор Конюхов: «С устройствами Garmin я работаю более 25 лет». Интервью из полярной экспедиции

Фёдор Конюхов в конце июля успешно завершил свою уникальную экспедицию к Северному Полюсу. Впервые в истории в полном одиночестве он провел 10 дней на дрейфующей льдине, где на оборудованной мини-станции проводил научные исследования, наблюдал за погодой, писал картины. Среди оборудования, которым пользовался знаменитый путешественник, был и GPS-навигатор Garmin GPSMAP 78s.

Предлагаем вашему вниманию эксклюзивное интервью Фёдора Конюхова для garmin.ru, которое было записано на борту атомного ледокола «50 лет Победы» в Мурманске в день отправления к Северному полюсу.

portret.jpg

Уважаемый Фёдор Филиппович! Благодарим Вас за выбор GPS-навигатора Garmin для целей Вашей предстоящей одиночной экспедиции на Северный полюс. Расскажите, пожалуйста, какова цель будущей экспедиции, в чём её уникальность?

В середине июля 2021 я забрасываюсь в точку Северного географического полюса на борту легендарного атомного ледокола Росатомфлота «50 лет Победы». Это наш совместный проект с Клубом полярных путешествий «Poseidon Expeditions». Этим летом атомный ледокол доставляет на Северный полюс путешественников со всего мира и меня в том числе. Разница в том, что я остаюсь на дрейфующем льду в точке Северного полюса. После прибытия на полюс и завершения всех мероприятий по программе Poseidon Expeditions, моя команда выгружает на льдину палатку, продукты, научное оборудование и я остаюсь дрейфовать в одиночку, а ледокол уходит обратно в Мурманск.

Уникальность проекта заключается в том, что это одиночная дрейфующая станция и я хочу показать возможности организации подобных одиночных экспедиций в открытом океане в высоких широтах. В 21 веке, с учётом современных технологий и средств связи уже нет необходимости формировать многочисленные полярные станции. И хотя, мой дрейф ограничен коротким сезоном и программой компании Poseidon Expeditions, в этом году у них всего два рейса на Северный полюс. Я уверен, что в будущем наш опыт пригодится при организации одиночных дрейфующих станций, выполняющих многомесячные научные программы в Арктике.

392_North_Pole_1.jpg

Известно, что многие Ваши путешествия организуются в память о значимых событиях, несут экологическую миссию или важны в плане научных исследований. Каковы главные задачи предстоящего проекта?

По заданию института океанологии им. П.П.Ширшова РАН я буду делать замеры сейсмической активности дна Северного ледовитого океана с помощь специально разработанного автономного сейсмографа. Для подобных исследований требуется отсутствие техногенного шума. Традиционная полярная станция на Северном полюсе имеет постоянный техногенный шум: работают дизель генераторы, трактора и т.д. В моем случае я на льдине один, источник выработки энергии – солнечные модули, мне этого достаточно. И вот в таких условиях, в абсолютной тишине, я включу сейсмограф, и он начнет записывать естественный фон Северного ледовитого океана, т.н. ледовые шумы и микро землетрясения в земной коре в районе Северного полюса и спредингового хребта Гаккеля. Собранный материал будет проанализирован в лаборатории Института.

redtent.JPG


Кто автор идеи предстоящей экспедиции? Как Вы думаете, найдутся ли в мире еще смельчаки, которым по силам выполнить такую задачу?


У этого проекта два идеолога: я и Николай Савельев - президент клуба Полярных путешественников «Poseidon Expeditions». Я предложил идею, Николай поддержал и включился в организацию. Без его участия я не смог бы добраться до Северного полюса в середине лета и разбить свой экспедиционный лагерь на дрейфующей льдине.


Ваши экспедиции часто проходят в труднодоступных уголках Земли, где нет сотовой связи, вдали от населённых пунктов. Как Вы ориентируетесь, какие навигационные инструменты используете?

Мои главные инструменты это GPS Garmin и спутниковый телефон Iridium. Оба прибора имеют глобальное покрытие и у меня никогда не возникало проблем при эксплуатации этого оборудования в экстремальных условиях. Сейчас много производителей приборов определения местонахождения и координат, но я привык к Garmin и не готов экспериментировать в этой важной области.

DSC_0004 - копия.JPG  

Вы совершили более 50 уникальных экспедиций и восхождений, для прохождения которых требуется самое надёжное оборудование. И Вам приходилось тестировать разнообразное оборудование в самых необычных условиях. Доводилось ли ранее в путешествиях использовать какие-либо устройства Garmin? Если да, то какие именно? Как эти приборы себя проявили, чем помогли?

С устройствами Garmin я работаю более 25 лет. В далеком 1995 году ваша компания «Навиком» поддержала мой одиночный поход на Южный полюс на лыжах и предоставила Garmin GPS 12. Я успешно использовал его на всём пути от побережья до Южного полюса. Это была первая и пока единственная российская экспедиция к Южному полюсу от побережья на лыжах. Прошла четверть века и за это время никто из россиян не совершал перехода от побережья до полюса. Я прошел за 72 дня, давно пора улучшить этот результат.

 Fedor_Oskar.JPG


Навигатор GPSMAP 78s, переданный Вам для предстоящей экспедиции, оснащён высокочувствительным приемником спутниковых сигналов, быстро и точно рассчитывает местоположение пользователя. Как информация о Вашем местоположении будет влиять на ход плавания, если, как мы знаем, Вы вместе с дрейфующей льдиной будете двигаться по неуправляемой траектории?

Моя дрейфующая станция оборудована системой спутниковых трекеров Iridium360˚ РокСТАР и эти буи передают координаты в автоматическом режиме, но нельзя только полагаться на систему автоматической передачи координат, надо обязательно самостоятельно фиксировать свои координаты, записывать в вахтенный журнал, отмечать местоположение на бумажной карте. Это хорошая морская практика, я так всегда делаю на яхтах или вёсельных лодках, какие бы современные системы передачи координат у меня не были установлены.

Также я буду отмечать скорость и направление дрейфа, а для этого мне нужно знать свои координаты. Во время поиска и подбора меня со льдины, я буду связываться с ледоколом и передавать экипажу свои координаты. В условиях открытого океана нет никаких ориентиров (скала, высокое дерево, река), кроме математических координат и моя безопасность зависит от точности этих данных.


DSC_0030-коп.jpg

Вам в помощь - встроенный в прибор GPSMAP 78s альтиметр (высотомер), который можно использовать для наблюдения за изменением атмосферного давления и прогнозирования погоды. А какая погода, температура воздуха ожидает Вас на льдине? Какова вероятность неблагоприятных условий, например, шторма?


Я 4 раза достигал Северного полюса в условиях экстремальных экспедиций: 1988 в команде Дмитрия Шпаро мы совершили трансарктическую экспедицию СССР-Северный полюс-Канада, в 1989 в команде Владимира Чукова достигли полюса, в 1990 – в рамках своей одиночной экспедиции к Северному полюсу. В 2013 с Виктором Симоновым на лыжах и собачьей упряжке мы стартовали с Северного полюса, пересекли Северный ледовитый океан за 46 суток и вышли на канадский остров Уорт Хант (Ward Hunt) и все эти экспедиции проходили ранней весной (март-апрель), когда температура воздуха была в районе минус 30, минус 40 градусов, достаточно плотный ледовый покров. В этот раз я забрасываюсь на Северный полюс на атомном ледоколе «50 лет Победы» в самый разгар лета, в Арктике стоит туман, низкая облачность, температура воздуха около ноля градусов, много открытой воды. Шторма в это время маловероятны, тем более в районе Северного полюса. Для меня самая большая опасность это разлом льдины на которой будет базироваться мой лагерь, моя палатка. Другая опасность – выход на лагерь полярного медведя. Это очень опасный и хитрый зверь. Он ничего и никого не боится. Атомный ледокол с длиной корпуса в 160 метров подходит к медведю ломая лед на расстояние 100 метров и медведь никуда не убегает, наоборот проявляет любопытство. Медведь также не боится ружейных выстрелов в воздух, он привык к треску льдин и торосов.
 

390_North_Pole_2.jpg

У вас огромный опыт соло-путешествий, подчас экстремально сложных. Вот и сейчас Вы отправляетесь на Полюс на льдине в одиночку. Не страшно быть совсем одному среди льдов? Как настраиваете себя, на что рассчитываете в случае непредвиденной ситуации?

Я люблю Арктику, льды, стихию высоких арктических широт. И хотя в этот раз я достигаю Северный полюс на атомном ледоколе, не стоит обманывать себя и недооценивать Арктику ‒ это суровая стихия, которая не прощает плохую подготовку и безалаберную организацию. Для информации, от Мурманска до Северного полюса более 2 тысяч километров и ледокол на полном ходу проходит это расстояние за 4 суток, так что, если мне срочно понадобится помощь, жать её придётся долго. Самолет не сможет приземлиться в такой ледовой обстановке, а вертолет не долетит. Я должен рассчитывать на себя, на правильную оценку всех рисков и свой опыт. Ледокол в данном случае осуществляет плановый заброс и вывоз в условленное время. В этой экспедиции, как в прочем и в любой другой – оценка рисков и обдумывание плана действий на каждую ситуацию является важным фактором для успеха.


Ваш навигатор GPSMAP 78s имеет цветные карты, прочную конструкцию, влаг защищённость и плавучесть – все, что нужно мореплавателю. Можно не бояться, что прибор случайно окажется в воде. А если вдруг в воде окажется Ваша палатка, аппаратура и прочее снаряжение, что тогда? Как будете действовать?

На этот случай у меня есть так называемый “Grab Bag” – специальные сумки в которых находятся все дублирующие приборы, экипировка и легкая палатка от компании Red Fox. Эти сумки хранятся в пластиковых нартах и, если льдина внезапно начнёт ломаться, мне придётся бросить оборудованный лагерь и перебраться на другую льдину, таща за собой нарты с запасным комплектом экипировки, оборудования средств связи и навигации. GPS Gramin GPSMAP 78s, обладающий плавучестью и влагозащищённостью в условиях пребывания на дрейфующем люду в открытом океане – незаменимый прибор.

DSC_0028 - копия.JPG

Как будет осуществляться связь с большой землей и поддержка? Каким образом будет обеспечиваться Ваша безопасность?

Связь традиционно с помощью спутниковой системы Iridium. Я использую терминал Iridium Go для передачи текстовых сообщений, фотографий и осуществления звонков в штаб в Москве и на борт ледокола «50 лет Победы». Также у меня есть два спутниковых трекера Iridium360˚ РокСТАР, которые передают координаты моей дрейфующей станции в автоматическом режиме, благодаря чему экипаж ледокола сможет обнаружить меня в центре Северного Ледовитого океана.


280_North_Pole.jpg

Вы путешествуете с 15 лет. Есть ли любимые места на планете, куда Вам хочется возвращаться вновь и вновь? Может быть это Серверный полюс, где Вы побывали уже пять раз?

Господь Бог создал нашу планету очень красивой и нет таких мест, куда не хочется возвращаться! Меня, как художника, вдохновляют Гималаи, как моряка влечет Южный Океан с мысом Горн и, конечно, наша Арктика, с которой у меня связано много лет жизни, тот факт, что я три года подряд достигал Северного полюса (прим. 1988, 1989, 1990), говорит о том, что эта географическая точка занимает особое место в моей жизни. В этом году в декабре мне исполняется 70 лет и я рад в юбилейный год вновь оказаться на 90 градусе Северной широты в точке Северного полюса. Благодарю всех, друзей и партнёров, кто принимал участие в организации и подготовке этой экспедиции.


Количество показов: 962
04.08.2021


Возврат к списку

Сервис и поддержкаМы гарантируем отличный сервис не только во время приобретения устройства, но и полноценную постпродажную поддержку – бесплатные обновления ПО и карт, подробные консультации и обучающие семинары.
Дополнительная гарантияФирменные магазины Garmin дарят дополнительный год гарантии всем, кто приобрел навигаторы Garmin только в наших магазинах при условии регистрации в накопительной программе Garmin Бонус.
Фирменные магазиныЛучшее место для изучения и покупки навигаторов Garmin. Только здесь вы найдете полный модельный ряд Garmin, получите консультацию эксперта и отличный постпродажный сервис.