Автор: Игорь Рябков, инструктор по велоспорту
Протестировал обновленный
измеритель мощности Garmin Rally и делюсь впечатлениями и опытом.
Пару лет назад Garmin выпустили модель Vector 3. Тогда серьезным улучшением был новый корпус без выступающих деталей.
В этом году
команда Garmin доработала продукт: теперь на рынке три варианта корпуса под общим названием серии RALLY:
- RALLY RK для шоссейных шипов KEO (LOOK)
- RALLY RS для шоссейных шипов SPD-SL (SHIMANO)
- RALLY XC для горного велосипеда SPD (SHIMANO)
Для справки (вдруг кто-то не знает) - внешне, шипы фирмы LOOK и SHIMANO очень похожи. Но они различаются в деталях и не взаимозаменяемы! В комплекте к разным моделям Rally идут соответствующие шипы. Педали для горного велосипеда имеют абсолютно другую конструкцию и ориентированы на более жесткие условия эксплуатации. Шип SPD и SPD-SL - это абсолютно разные шипы.
Все модели RALLY доступны в двух вариантах: с датчиком мощности в одной педале или в двух: цифра 100 в названии означает измерение с одной стороны, цифра 200 - с двух.
На мой взгляд, вариант “100” - это вполне рабочий вариант для начала тренировок по мощности. Опыт эксплуатации “одноногих” измерителей мощности показывает, что с их помощью можно успешно тренироваться и прогрессировать. Ничуть не хуже, чем с двусторонними измерителями. В случае с RALLY просто не будут доступны “Динамические характеристики”.
Описание корпуса
Они классные!
Если у предыдущей модели Vector 2 были детали, которые крепились поверх корпуса и это создавало некоторые неудобства, то здесь все внутри. Garmin Rally выглядят красиво и аэродинамично!
Чтобы понять, что происходит с прибором (например, готов к работе или ведет поиск велокомпьютера), а также узнать о разряде элемента питания, в корпусе предусмотрен светодиод, который расположен с торца оси педали, под черным колпаком. Расшифровка его сигналов есть в инструкции.
Интересный момент - на ось педали устанавливаются все три варианта корпуса (под KEO, SPD-SL или SPD). Т.е. при необходимости можно заменить шоссейный корпус на корпус для горного велосипеда. На мой взгляд, это хорошая идея. Конечно, регулярно менять корпус навряд ли кто-то будет, но такая универсальность может иногда пригодиться.
Установка и обслуживание
Для установки Garmin RALLY нужен “педальный” ключ на 15 мм или простой рожковый ключ. Устанавливаются они как и все педали: прикручиваются в сторону переднего колеса, откручиваются - в сторону заднего колеса.
Для справки: педали на всех велосипедах имеют разную резьбу.
Правая педаль закручивается по часовой стрелке, а левая - против часовой.
Т.е. обе педали закручиваются в сторону переднего колеса.
Замена батареи
Выполняется быстро с помощью шестигранника на 4мм.
Элемент питания: CR-1/3N.
Соответственно, в двусторонний вариант прибора нужны две батарейки, в левую и правую педали. Предполагаю, что надо следить за состоянием уплотнительного кольца, но не думаю, что с ним возникнут проблемы.
Замена корпуса
Схожая процедура с заменой батареи, только надо еще кое-что открутить.
И понадобиться чуть больше инструментов чем для замены батареи:
Во время теста подходящего торцевого ключа на 12 мм у меня не было, поэтому снять корпус не смог. Но было ясно, что процедура простая (при наличии всех инструментов и развитой мелкой моторики). В инструкции все описано.
Тренировки с измерителем мощности Garmin RALLY
Весь потенциал RALLY раскроют в паре с
велокомпьютерами EDGE или подходящими
спортивными часами от Garmin.
C другими приборами не будут доступны “Динамические характеристики” заезда.
На этом тесте педали работали с велокомпьютером EDGE 520.
Первое подключение к велокомпьютеру занимает несколько секунд и требует нажатия нескольких кнопок. Последующие подключения происходят автоматически.
Есть возможность синхронизации педалей
с приложением Garmin Connect напрямую.
Наверное, это сделано для тех пользователей, кто использует велокомпьютер стороннего производителя. Ведь в совместимых приборах Garmin есть возможность калибровки измерителя мощности.
Итак, Garmin Rally - это прибор, измеряющий усилия (мощность в ваттах), прикладываемые к педалям. Эти данные позволяют:
- точно дозировать нагрузку во время тренировки (особенно при выполнении интервалов разной продолжительности).
- собирать статистику с каждой поездки (будь то легкая поездка, тренировка или гонка).
На основании этих данных формируется профиль мощности спортсмена и выстраивается тренировочный процесс. Можно уверенно сказать, что с измерителем мощности тренировки выходят на качественно новый уровень.
Например, одной из распространенных ошибок среди начинающих спортсменов, является слишком сильное начало рабочего отрезка (интервала) с последующим снижением интенсивности, в то время как надо распределить усилие равномерно. Такое выполнение интервала может полностью изменить суть упражнения.
Другая ошибка - слишком интенсивное преодоление подъемов (особенно коротких) во время длительной тренировки, когда надо ехать долго и не очень интенсивно - это может повлечь за собой чрезмерную усталость и мешать выполнению других тренировок.
Эти ошибки легко исправляются с помощью измерителя мощности, потому что по цифрам сразу виден “перебор” или “недобор” с нагрузкой.
Настройка велокомпьютера и тренировка
Велокомпьютеры и спортивные часы Garmin позволяют настроить профили тренировок и поля данных в каждом из них.
Для выполнения тренировок по мощности надо вывести на экран соответствующие данные - можно заменить одно из действующих полей или добавить новое.
Вариантов может быть очень много:
С опытом вы поймете, какие из них вам нужны во время тренировке, а какие можно проанализировать и после.
Анализ выполненных тренировок
Выполнить тренировку точно по заданию - это “часть игры”. Другая ее часть - анализ отдельной тренировки и/или статистики по тренировочному циклу. Здесь уже нужен некоторый опыт и знания. В противном случае, дорогой прибор может стать просто очередным гаджетом, показывающим цифры.
Выполненная тренировка загружается и сохраняется приложение Garmin Connect.
Так выглядит загруженная тренировка.
Это карта заезда.
Обратите внимание, что приложение выделяет разным цветом интенсивность на маршруте - сразу видно где была спокойная езда, а где ускорение (красный цвет).
Метрики с этой тренировки представлены в виде графиков:
В ходе заезда был выполнен один интервал, продолжительностью 2 минуты:
Стрелками отмечены начало этого интервала и конец, видно, что мощность поддерживалась более-менее ровно, скорость изменялась из-за рельефа местности, а пульс постоянно повышался до конца отрезка.
Динамические характеристики - хороший бонус от Garmin, который позволяют анализировать качество приложения усилий к педалям. Это может быть особенно полезно для начинающих спортсменов.
Например, если в начале тренировок или после травмы присутствует перекос баланса на одну ногу, то после коррекционных мероприятий (специальные упражнения в зале и на велосипеде), этот перекос может быть уменьшен или устранен полностью.
Изменения в посадке сразу начинают отражаться на динамических характеристика: меняются углы приложения максимальной силы, смещение от центра педали или баланс левой и правой ноги, например)
В приложении Garmin Connect нет возможности анализа динамических характеристик за отдельный период времени, только на конкретной тренировке.
Но такие возможности есть в других приложениях, например, в WKO.
Статистика тренировок
В разделе “Отчеты” по велосипеду есть полезные данные, многие из которых формируются только по данным измерителя мощности (например, Максимальное потребление кислорода, Функциональная пороговая мощность, Кривая мощности и т.д.). На скриншоте показана динамика изменения максимального потребления кислорода за год:
А здесь показана “Кривая мощности” - это и есть тот самый профиль мощности спортсмена, формируя который, можно определить свои сильные и слабые стороны:
Субъективно о погрешности измерений
Как и любой другой измерительный прибор, Garmin Rally обладает некоторой погрешностью в измерениях. По инструкции она составляет 1%.
Многолетний опыт эксплуатации педалей Vector 2,
станка Tacx Neo и измерителя мощности Stages (на горном велосипеде) показывает, что ватты на разных приборах всегда коррелировали с уровнем подготовки, результатами в гонке и субъективным восприятием нагрузки.
За 5 лет лишь один раз на гонке я получил завышенную мощность, явно не соответствующую результату. И дело было в некорректной калибровке прибора перед стартом. Если использовать один прибор как инструмент для тренировок и внимательно подходить к тренировочному процессу, то педали работают хорошо!
Выводы
Команда Garmin сделала классный прибор: корпус без лишних деталей, простая установка и обслуживание, варианты корпуса для шоссейного или горного велосипеда, Динамические характеристики и данные мощности -
Garmin RALLY, это хороший инструмент для серьезных велосипедных тренировок.
Тренируйтесь правильно и до встречи на стартах!